Садовый участок – это именно то место, где должно быть уютно. К сожалению, из подручных средств создать нечто впечатляющее и гармоничное в плане дизайна – очень трудно. В подобных случаях подразумевается использование современных строительных материалов, а также различных уловок, с помощью которых строительный процесс может стать значительно проще.
Если мы говорим о строительстве на территории садового участка, то все начинается именно с создания дорожек. Это важнейший элемент территории, на который сразу же обращают внимание люди, посещающие сад. Чтобы создать привлекательную садовую дорожку нужно всего лишь изучить технологию, а также использовать в процессе создания некоторые дополнительные инструменты, без которых достичь высокого качества строения не получится.
Прямая деревянная опалубка
Это самый простой вариант, поэтому в наилучшей степени подойдет новичкам для создания в саду прямой цементной дорожки. Для изготовления опалубки лучше всего использовать доски из хвойных пород дерева, также можно использовать ламинированную фанеру, этот недорогой распространенный материал. Плюсы и минусы К преимуществам подобной опалубки, помимо простоты изготовления, следует отнести малую массу конструкции, высокую прочность, дешевизну используемых материалов. Недостатки: простота формы дает мало возможности для полета фантазии.
Процесс установки опалубки: первый шаг
На первом этапе тот участок, на котором будет размещаться сама дорожка, следует очистить от травы, крупных камней, используя уровень, проверить высоту поверхности. Если поверхность неровная, то исправить это поможет снятие верхнего грунта на возвышенных участках. Если же место для будущей дорожки, напротив, имеет низменности, то их лучше всего засыпать песком. Далее, используя колышки, следует наметить линию, которая впоследствии станет опалубкой, а затем – дорожкой. Для этого колышки вбиваются в грунт, а между ними натягивается нить (канат, веревка), имитирующая дорожку. Эта нить облегчит работу при установке граней самой опалубки, поможет не допустить ошибок и неровностей.
Приготовление раствора и заливка
Имея готовую опалубку, можно приступить к изготовлению плитки для садовой дорожки. Для этого в опалубку заливается бетонный раствор, приготовленный из цемента марки М300 и выше. Оптимальным вариантом является цемент марки М400.
Совет! При покупке обращайте внимание на дату изготовления цемента. Не рекомендуется использовать для изготовления дорожек цемент, выпущенный более трех месяцев назад.
Пропорции для изготовления раствора:
- 1 часть цемента;
- 3 части песка, используем мытый речной или карьерный песок;
- 3 части щебня, подойдет фракция 5-10 мм.
Кроме того, нужно добавлять специальные добавки, повышающие устойчивость бетона к перепадам температуры, воздействию влаги и механическим нагрузкам, так как дорожки эксплуатируются в сложных условиях. Если нет возможности использовать специальные присадки, то можно добавлять в раствор:
- силикатный клей для повышения устойчивости к влаге;
- фиброволокно, которое выполняет функции армирования, придавая плиткам особую прочность.
Но все же лучше использовать специально разработанные добавки, их вводят в раствор по инструкции в процессе замеса. Приготовив раствор, можно приступать к заливке бетонных смесей. Выполняется эта операция в три этапа:
- подготавливаем основу;
- заливаем и разравниваем раствор;
- даем раствору подсохнуть и снимаем форму. Окончательная сушка проводится вне форм.
Делаем основу
Затем основание готовой конструкции покрывают специальным материалом, который аккуратно крепится как к земле, так и к доскам при помощи небольших гвоздей. В качестве материала можно использовать плотный полиэтилен. Особой внимательности требует работа на изгибах и углах. Если у планируемой дорожки будут отвороты в сторону, то материал аккуратно подрезается ножницами, чтобы можно было перейти к работе на отвороте. После размещения материала – основы получившуюся заготовку разделяют на равные фрагменты, для чего отлично подойдут пластиковые полоски. Таким образом, созданы все условия для того, чтобы аккуратно залить получившуюся модель бетоном и получить красивую изящную садовую дорожку.
Лестница
Если садовый участок неровный, имеет гористую форму, то для придания ему аккуратного и ухоженного внешнего вида, садовую дорожку можно сделать в виде лестницы. Работа в данном случае также начинается с изготовления опалубки. После замеров и разметки (о чем говорилось выше), устанавливают доски и закрепляют их кольями. Следует заранее наметить, где будет размещаться каждая ступень. Далее полиэтилен укладывается небольшими по длине фрагментами, надежно крепится к поверхности и граням опалубки, после завершения данных работ происходит заливка бетоном. Шаг третий: исправляем ошибки Как известно, точность и аккуратность – важные условия для того, чтобы получившаяся садовая дорожка смотрелась стильно и красиво. Однако не все новички смогут сразу добиться идеальной формы. Например, после установки внешнего контура, в ходе замера ширины получившейся опалубки можно обнаружить, что один край на несколько сантиметров шире другого. Исправить ошибку можно при помощи аккуратных ударов кувалдой: они помогут доске, являющейся щитом опалубки, встать на место. Также для того, чтобы проверить, ровно ли установлена конструкция, следует использовать уровень: в идеале — водяной, но при отсутствии такового поможет и трубный. Процесс выравнивания занимает важную часть при создании опалубки своими руками, не стоит им пренебрегать: ведь ровная поверхность – залог красоты и аккуратности будущей дорожки. Шаг четвертый: в зоне внимания прочность При заливке бетона непрочная опалубка может пострадать, поэтому предварительно следует укрепить конструкцию. Самый простой способ укрепления – присоединить к вертикальным колышкам, служащим опорой щитам наклонные бруски: один из которых горизонтально укладывается на землю, а второй – устанавливается под наклоном ориентировочно 45 градусов, создавая конструкцию в виде треугольника. Соединение происходит при помощи шурупов. У края получившегося треугольника еще один колышек вбивается в землю, что позволяет дополнительно укрепить опалубку. Для достижения наилучшего результата подобные крепежи следует разместить через 1-1,5 метра друг от друга. Это поможет избежать последствия давления бетона: укрепления не позволят сломать щиты, а получившаяся дорожка станет ровной и симметричной.
Виды бетона для создания тропинок
Казалось бы, что проще – залить дорожку из цемента, но на самом деле простор для фантазии здесь неограничен. Притом, если делать работы самостоятельно, то разброс цен не так уж велик. Каждым из этим способов можно сделать дорожки с малыми затратами. Вопрос скорее в том, насколько вы хотите «заморочиться» и создать что-нибудь этакое. На художественные ухищрения может уйти больше времени.
Как сделать мытый бетон своими руками
Готовая плитка
По сути, это тоже бетонная дорожка, поскольку тротуарные плитки делаются из смеси цемента, песка и щебня. Они бывают по форме:
- прямыми (прямоугольными, квадратными);
- фигурными;
- в виде брусчатки.
Отличается и поверхность плиток из бетона:
- гладкая;
- фактурная – с узором;
- с имитацией древесины или натурального камня.
Тротуарную плитку делают с помощью вибропрессования или вибролитья. Самый важный её параметр – толщина. Для тротуаров достаточно 25-30 мм, для подъездных обычно дорожек берут плитку 40 мм.
Заливка в формы
Имея формы, подобные плитки можно сделать и самостоятельно. С предыдущим вариантом меньше возни, зато этот обойдётся значительно (в 10 раз) дешевле. Результат тот же – интересный рисунок плитки вместо сплошного покрытия.
Простую форму можно сделать самостоятельно – собрать её из реек так же, как делают опалубку для дорожек. Она будет точно с такими размерами, как вам нужно. А фигурные формы из пластика доступны в любом строительном магазине.
Сейчас популярны формы, которые сразу заливаются «на месте». С ними работа идёт быстрее в 2-4 раза, но и разнообразие фигур у них не такое большое – в основном, вы найдёте в магазине прямоугольные формы или вот такие асимметричные, как на фото:
У обычных форм есть преимущество в том, что вода из застывающего бетона не уходит вниз. Пока плитка, накрытая сверху плёнкой, сохнет в форме, снизу влагу удерживает дно этой самой формы.
Здесь же всё, как при заливке цельной дорожки – часть влаги теряется через низ. Да ещё вдобавок трудно выдержать нужное соотношение воды и цемента: смесь должна быть и достаточно пластичной (чтобы улеглась в форму), и не слишком жидкой, (чтобы не треснула, когда вода испарится). Учитывая ещё, что бетон в плитках не армирован, при пересыхании он трескается довольно быстро.
Мостить дорожки даже одним и тем же видом плитки можно по-разному. Например, кто-то оставляет между плитками широкие зазоры, засыпает их гравием или дает прорасти сквозь швы газону. Это придаёт ландшафту «дикие» нотки, и искусственный камень, немного теряясь среди растительности, выглядит более естественным. Это помогает сгладить слишком ровные линии.
Монолитная дорожка
Строго говоря, она не совсем монолитная, в таких дорожках всё равно делаются температурные швы. Из-за своей цельности бетон, по сравнению с плиткой, слабее на излом. Поэтому его обязательно армируют.
Толщина слоя сверху и снизу от решётки должна быть минимум 30 мм, а значит общая минимальная толщина дорожки (без «подушки») больше – 70 мм. Подушка из песка и гравия под ним, к слову, обязательна, и её нужно хорошо смочить перед заливкой. Но при суровых зимах даже эти меры не дадут стопроцентной гарантии, что бетон не потрескается.
Штампованный бетон
Это способ схитрить: не усложнять себе жизнь с выкладкой плитки, но сделать такое монолитное основание, которое на вид не отличить от плитки. Для этого к сырому раствору прикладывается специальная форма-оттиск. Края таких «плиток» и благородная фактура «под камень» отпечатываются на поверхности, и рисунок потом застывает вместе с бетоном.
Чтобы сделать такой тротуар своими руками из бетона, нужна пресс-форма (штамп) из полиуретана. Стоит она от 1000 рублей. Для удобства лучше иметь ещё ручную трамбовку.
Цветной бетон
Дорожка из бетона не обязательно должна быть серой. Можно придать ей тот или иной тон – песчаный или красноватый, а то и вовсе сделать яркие разноцветные плитки. Для этого на этапе замешивания в бетонный раствор добавляется колер. Правда, стоимость материала увеличится на 10-30%. Зато в отличие от краски, покрывающей поверхность, такой краситель не сотрётся и не выгорит от прямых солнечных лучей. Так что цветной бетон для садовых дорожек будет служить долго.
Садовые дорожки: своими руками и с малыми затратами
Перечисленные методы можно сочетать, например, отлить плитки из цветного бетона и выложить ими узор.
Этапы работы
Начинается процесс с создания поддона: он должен соответствовать ширине дорожки. Изготавливается он из плотных досок, готовый поддон представляет собой прямоугольную коробку без дна. Далее приступают к изготовлению элементов конструкции – внутренних частей. Для их изготовления также следует использовать прочные доски, элементы могут быть различной длины и ширины, чтобы придать дорожке оригинальный внешний вид, но главное условие – они должны быть прямоугольные, либо квадратные. Только так можно достичь прочности дорожки. Высота самих ребер поддона должна быть немного больше, чем предполагаемая высота конструкции, что существенно облегчит использование. Помимо этого, для фиксации элементов будущей дорожки необходимо также подготовить колья (длина 40-50 см). Количество этих кольев напрямую зависит от толщины используемых досок: чем толще доска, тем меньше их понадобится. Размещаются колья с внешней стороны опалубки. Примерно каждые полтора метра внутри конструкции устанавливаются вертикальные перегородки, что поможет увеличить прочность будущей дорожки. В качестве подобных перегородок используются тонкий пластик либо сайдинг. Если их смазать предварительно маслом, то после заливки бетона они без труда снимутся, не нарушив красивый внешний вид новенькой дорожки.
Достоинства
Возможность создания интересной, геометрически правильной конструкции, с использованием нескольких элементов, различающихся по длине и ширине.
Недостатки
Достаточно трудоемкий процесс: работать приходится с каждым элементом в отдельности; использовать можно только правильные геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, что ограничивает фантазию создателя.
Выемка грунта
1. Разметка дорожки. Если дорожка прямая и короткая, забейте по паре кольев с двух сторон планируемой дорожки, в ее начале и конце. Привяжите к кольям шнуры. Для отметки линии дорожки по грунту возьмите песок и посыпьте его вдоль шнура. Если дорожка кривая, забейте дополнительные колья с интервалами между ними от 300 мм до 1 м, в зависимости от радиуса кривой (чем меньше радиус, тем ближе колья). Обвяжите колья шнуром. Если дорожка разветвляется, забейте колья по кривым, а также в начале и в конце каждого прямого участка, затем натяните шнуры.
2. Подготовка грунта. После удаления разметочных кольев и шнуров выньте по одной нз линий полосу грунта необходимой глубины, отступив на 300 мм за пределы линии из песка. Если необходимо уложить слой песка с гравием, выемку грунта нужно делать на 100 мм глубже. Обязательно удалите всю растительность, но аккуратно сохраните слой дерна, если хотите уложить его в дальнейшем вдоль края дорожки. Затем выньте грунт на остальной части дорожки, выступив но 300 мм за пределы противоположной ограничительной линии из песка.
3. Выравнивание грунта. Разровняйте грунт скребком и засыпьте песком и л и гравием все углубления, которые получились в результате извлечения камней или неаккуратной работы лопатой. Разровняйте землю доской, перемещая ее вдоль поверхности грунта. Если планируемая бетонная плита узкая, используйте доску длиной, равной ширине плиты.
4. Уплотнение грунта. Утрамбуйте грунт катком, запасным колесом или трамбовкой, изготовленной из доски размером 300 на 350 мм и прочного бруска длиной 1 м, прикрепленного к ней под прямым углом. Прибейте к бруску с двух сторон дверные ручки. Заполните песком и утрамбуйте углубления. Затем, используя в качестве линейки ровную доску, проверьте дно траншеи по всей ширине.
Гибкая опалубка
Не все любят четкие ровные прямые дорожки, многим по душе плавные изгибы, оригинальные повороты и переходы. На помощь для создания подобной конструкции придет гибкая опалубка, для которой используется не дерево, а гнущийся пластик. Основные этапы сходны с созданием прямой опалубки: сначала делается чертеж, затем при помощи колышек и протянутой между ними веревки создается основа будущей конструкции, далее размещается пластик, готовая опалубка выравнивается и укрепляется с внешней стороны. Затем заливается бетон. Использование пластика поможет создать плавные повороты на обычной прямой дорожке, что придаст дорожке вид волшебной сказочной тропы.
Достоинства
Возможность создать оригинальную дорожку в полном соответствии со вкусами владельцев; идеальна для садовых участков неправильной формы.
Недостатки
Трудоемкость в придании жалеемой формы; если подобрать непрочный пластик – под давлением бетона конструкция может пострадать.
Металлическая опалубка
Не только дерево может быть применено для изготовления опалубки для садовой дорожки, но и сталь. Этот вид конструкции отличает высокая прочность, длительный срок эксплуатации, возможность делать изгибы при проектировании дорожки. Процесс изготовления металлической опалубки полностью аналогичен работе с деревом. Металлические листы разрезаются до необходимых размеров, далее устанавливаются вдоль будущей дорожки и укрепляются при помощи колышек. Для новичков подойдет выполнение из стали каркаса опалубки, а более опытные могут создавать интересные оригинальные конструкции.
Достоинства
Позволяет сочетать прямую и изогнутую форму в одной дорожке
Недостатки
Требует специального инструмента для разрезания металла, при работе необходима некоторая сноровка.
Как спроектировать дорожку?
Комфортные условия для владельцев земельного участка будут обеспечены только при соблюдении правильной планировки. Например, при укладке коротких бетонных дорожек, делящих сад на небольшие фрагменты, они будут визуально делать его ещё меньше. Чтобы избежать ложной визуализации придерживайтесь правила «длинных дорожек», способных передать ощущение простора.
Прежде чем заниматься проектированием, следует разобраться в вопросе: какие существуют виды дорожек. Условно они разделяются на 2 группы:
- Хозяйственные – предназначенные для прагматичных целей: прохода к сооружениям, иным объектам, вокруг дома.
- Прогулочные – не несущие утилитарной функции, используются как декоративные элементы. Допускается дублирование основных, хозяйственных маршрутов. Добавляет в обустройство сада живописные нотки.
Устройство прогулочных дорожек
Садовая дорожка из любого материала должна отвечать трём основным факторам: - Быть практичной, участвовать в обеспечении ухоженной и удобной среды, в которой приятно находиться. Это становится причиной обустройства в местах, где они являются необходимыми для передвижения между объектами. Особенно актуальны в межсезонье.
- Фактор оперативной практичности должен ассоциироваться со всем объектом. Например, тротуар, соединяющий беседку с домом, строится капитально. Долговечность и аккуратный внешний вид необходимо сохранить и через несколько лет эксплуатации. Дорожки между цветочными клумбами или грядками могут организовываться из временных, некапитальных конструкций, например, отдельно уложенной не имеющей основания плитки.
Иметь эстетичный внешний вид, быть одним из ключевых элементов оформления сада, а в некоторых случаях – и ключевой частью декора. Следует обратить внимание на гармоничное сочетание с окружающей средой.
Проектирование дорожек из бетона выполняется на бумаге. Учитывайте не только желаемые маршруты, но и ландшафтные особенности, окружающие постройки и растительный мир. Не обязательно делать в строгом соотношении с масштабом и рельефом местности. Главное, чтобы он был понятен исполнителю.
Прокладка бетонных дорожек в местах с максимально утоптанной землёй считается ошибочной. По этому принципу можно только определить основное направлениеи приоритетность передвижения по участку. Проектируемые линии должны добавлять в интерьер сада впечатляющую особенность, изюминку, вызывать у человека желание пройтись по ним снова и снова.
Садовая дорожка из бетона
Обратите внимание, что глаза человека, идущего к дому, всегда направлены вперёд. На всём протяжении пути он видит одно и то же – здание в конце пути. Шагая по извилистой дорожке, с каждым поворотом он будет открывать для себя разные пейзажи: розалий, живая изгородь из туи, поджидающая за поворотом цветущая акация и так далее.
Правильно спроектированная бетонная дорожка должна вызывать интригу: виться не по границе открытых и закрытых пространств, а прятаться в тени зарослей. Расположение конечного пункта до последнего момента остаётся загадкой: скрывается в верхней части лестницы, за раскидистым кустом, углом строения.
Опалубка с внутренними формами
Это достаточно сложный для выполнения своими руками вид работы, с успехом справится с которым по силам только опытным мастерам. Но результат также на уровне – возможность создания полностью оригинальной садовой дорожки, учет всех желаний автора, свобода форм и объемов. Для изготовления такого рода опалубки сначала готовится каркас – поддон. Далее из листов фанеры сооружаются различные перегородки для внутреннего наполнения. Для того, чтобы ускорить процесс создания садовой дорожки, можно подготовить несколько аналогичных опалубок.
Достоинства
Оригинальность, красивый внешний вид, возможность учета всех деталей авторского замысла
Недостатки
Сложность реализации, требует сноровки и опыта. Длительное время на изготовление. Опалубок для садовых дорожек, которые могут быть созданы своими руками, как мы убедились, существует несколько. Выбор того или иного типа зависит от множества факторов: от наличия опыта, времени, инвентаря; от того, какого результата необходимо добиться; от самого садового участка. Независимо от выбранного типа, при работе следует придерживаться ряда принципов: аккуратность; неторопливость; внимание к выравниванию и укреплению конструкции; творческий подход. Также новичкам требуется желание и готовность учиться, старательность; а более опытным – креативность, желание творить и создавать оригинальные авторские работы. Все это поможет создать в саду маленький шедевр, необычную дорожку, зовущую в сказочную страну. Не стоит забывать о том, что опалубка – это первый шаг в изготовлении дорожки. И недобросовестную, на скорую руку выполненную работу, не спасет даже самый дорогой материал.