Что делать при повреждении отмостки вокруг дома, как провести ремонт своими руками?


Расстояние между цоколем и почвой, специально обустраиваемое для улучшения эксплуатационных характеристик основания здания и легкости передвижения, называют отмосткой.

Конструкции бывают твердые (бетон, асфальт), полужесткие (тротуарная плитка) и мягкие (щебень).

Выполненные в полном соответствии с технологиями, установленными ГОСТ 7473-94 (9128-97), отмостки обладают прочностью и хорошо защищают фундамент.

Если технология нарушается или истекает срок эксплуатации, возникают дефекты, своевременное устранение которых способствует восстановлению функций и назначению конструкции. Как последовательно своими руками произвести ремонт отмостки вокруг дома и что для этого нужно, читайте подробно в статье ниже.

Особенности ремонта

Существует нескольких видов отмостки:

  • булыжная;
  • бетонная;
  • асфальтовая;
  • плиточная.

Ее реставрация зависит от используемых при ее изготовлении материалов.

Починка булыжной защитной линии подразумевает замену ее поврежденных участков. Для этого потребуется зубило и молоток. С помощью этих инструментов из конструкции удаляются деформированные булыжники. На пустующее место необходимо насыпать смесь песка и гравия или измельченный щебень для выравнивания слоя, затем все хорошо утрамбовать, залить цементным раствором и вложить подходящий по размеру булыжник. При наличии мелких трещин достаточно будет заделать их бетоном.

Защитную полосу из бетона применяют чаще всего ввиду своей доступности в цене, а также положительных эксплуатационных качеств.

Ремонт отмостки вокруг дома

Ремонт бетонной отмостки делится на два вида:

  1. Замазывание мелких единичных разрывов.
  2. Замена больших разрушенных участков при оседании дома.

Для предотвращения дальнейшей деформации покрытия и попадания воды в фундамент дома, ремонт необходимо выполнять безотлагательно сразу после обнаружения дефектов.

Для устранения разрушений можно использовать смеси из бетона и строительного клея, специальные полимерные материалы, влагостойкую монтажную пену. Проникая в образовавшиеся трещины такие смеси быстро затвердевают. Необходимо обратить внимание на то, что цемент для этих целей не подходит, потому что не покрывает всю глубину трещины, а только ее верхнюю часть.

При сильном деформировании и наличии глубокого проседания отмостки производится полная замена разрушенных площадей.

При восстановлении асфальтовой ленты все подлежащие починке участки необходимо демонтировать на всю ее глубину. Образовавшуюся яму очищают, и ее дно и края обрабатывают жидкой смолой. После этого покрывают новый слой асфальта и уплотняют катком, при этом новый пласт должен быть выше старого.

Раскатку нового покрытия необходимо производить от краев по направлению к центру. В результате получится более прочное сцепление.

Восстановление отмостки из плитки подразумевает замену дефектной ее части. Перед заменой новой в углубление добавляют щебень или песок, после чего укладывают новую плитку.

Если возникла необходимость в замене большой части ленты можно использовать смесь из песка и цемента в сухом виде с помощью торкрета (раствор наносится цемент-пушкой под давлением сжатого воздуха). После торкретирования поверхность в течение 14 дней необходимо увлажнять.

Устранение дефектов без демонтажа

Если предполагается выполнение работ с отсутствием демонтажа старой отмостки, то тогда несколько меняется технология и последовательность работ:

  1. Убирают только самые отваливающиеся части основания, легко сметаемые с помощью жесткого веника. Более узкие трещины слегка расширяются шпателем.
  2. Наносят хороший, плотный слой грунтовки толстой кистью, для укрепления треснувшего покрытия.
  3. Выполняют выравнивающую стяжку ремонтной смесью или строительным пластичным раствором, в который добавляют ПВА.
  4. Накладывают гидроизоляцию из рубероида или полиэтиленовой пленки, с напуском на цоколь до 8 см.
  5. Улаживают сверху армированную проволочную сетку и заливают бетонный раствор с соблюдением уклона до 3 см, и слоя до 8 см. При высыхании раствор укрепляют железнением (сухим или мокрым), с помощью цемента и выравнивателей.
  6. Заливка должна быть сделана так, чтобы были образованы поперечные швы у цоколя. Но некоторые мастера считают, что это делать необязательно. Швы нужны там, где есть склонность к деформациям усадки здания и нестабильной атмосферной температуры. Шов делают из жесткого пенопласта, который потом, после схватывания раствора, удаляют.

Чтобы края отмостки получились ровными, устанавливают опалубку. После застывания места, которое подлежало восстановлению, доску удаляют, и подсыпают грунт. Некоторые хозяева, с декоративной целью просыпают гравий любого цвета и разных фракций, что придает конструкции законченность и интересный вид.

Если требуется тонкий слой бетона (до 5 см), ближе к краю нужно сделать небольшое утолщение, в 2 раза превосходящее место заливки (зубок). Тогда около края ставят поребрик (можно кирпич). Тут опалубка не нужна.

  • ведро,
  • лопата,
  • строительный уровень,
  • расходные материалы (песок, цемент, полимеры, щебень, вода),
  • монтажный перфоратор,
  • арматура,
  • строительный штукатурный инструмент (шпателя, кельма, нитка, щетки и т.д.).

Небольшие трещины заполняются малым количеством цементного раствора или строительного полимера. При нарушенной кладке заново укладывают участок плитки (брусчатки), хорошо простукивая его.

Типичные ошибки при сооружении отмосток

Стремление снизить затраты при выборе конструкции, стройматериалов и технологии приводят к тому, что вскоре после сооружения защитной ленты ее приходится ремонтировать. А предстоящие ремонты потребуют больших денежных затрат.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при изготовлении полосы:

  1. Отсутствие выравнивающего слоя приведет к быстрому оседанию защиты. Чтобы этого не произошло необходимо произвести хорошее примыкание ленты к фундаменту.
  2. Тонкий выравнивающий слой и плохая трамбовка приводит к проседанию и образованию трещин.
  3. Отсутствие продольных и поперечных деформационных (температурных) швов между полосой и фундаментом – при перепадах температуры и подвижках почвы конструкция не сможет сжиматься и расширяться. В результате восстановление может потребоваться уже после первой зимы. Расширителем может быть сложенный в два слоя рубероид, расположенный между фундаментом и бетоном.
  4. Отсутствие песчано-гравийной прослойки – при укладке бетона прямо на землю пучинистость грунта приведет к деформации защитной полосы.
  5. При уменьшении толщины ленты по направлению к краю происходит ее разрушение под действием потоков воды, стекающей с крыши здания.
  6. Отсутствие водосточных желобов – поверхность отмостки рассыпается от стекающей воды.
  7. Не армирование бетонной полосы – в данном случае снижается срок службы конструкции.
  8. Использование при укладке отмостки смеси песка с глиной – под воздействием замерзшей глины части бетона могут отслаиваться.
  9. Заливка бетона без разделения на сегменты приведет к скорому разрушению всей ленты.

Чем залить шов, когда отмостка отходит от здания?

Согласно технологии, отмостку и цоколь жестко не закрепляют между собой. Это вызвано неравномерностью усадки обеих конструкций. Поэтому в обязательном порядке оставляют шов по всему периметру для компенсации. Его замазывают специальными материалами, герметично закрывая по внешней поверхности от атмосферных воздействий.

Зашивают образовавшуюся щель между цоколем и отмосткой полиуретановым герметиком или средним по толщине пенопластом. Нередко применяют пену, ленты либо мастики из битума.

Вначале в трещину укладывают жгут из вспененного полиэтилена, что создает специфическое дно, которое удерживает полиуретановый герметик. Он на высокой скорости «схватывается» и крепко уплотняет шов, сверху весь шов затирают цементным раствором.

Преимущества заделки швов полиэтиленовым жгутом и полиуретановым герметиком:

  • небольшая теплопроводность;
  • хорошее противодействие попаданию влаги;
  • эластичность;
  • надежность;
  • легкость обработки;
  • длительный срок службы;
  • сочетаемость с бетоном и камнем.

Когда нужен капитальный ремонт

Решение о необходимости починки защитной полосы принимается после детального исследования и установления технического состояния ленты и фундамента.

Капитальная реставрация производится в случае практически полного разрушения отмостки.

Этот вид реставрации включает в себя:

  • обновление плит;
  • замена или восстановление дренажной системы;
  • ремонт армирующего каркаса;
  • обновление гидроизоляции;
  • очистка от мха и лишайника;
  • демонтаж старой ленты или замена новых ее частей.

Имеющиеся на одном участке мелкие трещины объединяют в одну зону, расшивают и потом в получившееся углубление подсыпают щебень и заливают полимербетоном.

При капитальном ремонте слой бетона заливают выше уровня предыдущей защитной полосы – это обеспечивает лучшее сцепление новой со старой.

Часто затраты на проведение этих работ очень большие, поэтому целесообразно провести полную замену отмостки.

Необходимые материалы

Для проведения ремонта отмостки нужно использовать качественные материалы и четко руководствоваться технологией строительства.

Рассмотрим перечень и количество необходимых материалов для выполнения работ по устранению дефектов защитной полосы.

Для ремонта бетонной отмостки (ширина 1 метр, толщина 10 сантиметров) понадобится:

Для приготовления бетона (1 м2):

  • цемент М 500 – 32 кг;
  • отсев или щебень (5-10 мм) – 0,08 м3;
  • песок – 0,05 м3;

Для подушки:

  • геотекстиль, пленка ПВХ – 1м2;
  • песок – 0,05-0,1 м3;
  • отсев или щебень (3-10 мм)- 0,1 м3;

Армирование:

  • арматура, диаметр 6 мм – 12 м.п.;
  • арматурная сетка 50х50, диаметр 3 мм – 1м2;
  • арматурная сетка 150х150, диаметр 3 мм – 1м2.

Для ремонта плиточной отмостки(ширина 1 метр), расход на 1м2:

Подушка:

  • глина – 0,05-0,1 м3;
  • геотекстиль, пленка ПВХ – 1м2;
  • песок – 0,15-0,2 м3;
  • отсев или щебень (3-10 мм) – 0,1 м3;

Финишный слой:

  • цемент М 500 – 10 кг;
  • песок просеянный – 2,5-10 кг;

Лицевой слой:

  • плитка – 50 штук;
  • бордюр – 2 шт.

Примерные расходы

Подсчет использованного материала при расходах, связанных с ремонтом, в зависимости от материала и обнаруженной проблемы (текущий ремонт и капитальный), может быть следующим:

Материал для 1 м2Стоимость за использованное количество (в рублях)
Цемент (марки М от 200 до 500)100
Песок (речной)140
Гравий (до 20 мм)340
Клей ПВА30-50
Армированная сетка400-455
Утеплитель (эструдированный пенополистирол), 1 лист180
Пенобетон (баллон)220
Герметик100
Полный демонтаж700-1000 (за все материалы)
Геотекстиль50
Грунтовка280

В примерную стоимость расходов входят все компоненты, которые участвуют в ремонте проблемного участка. Многие вещества остаются (клей, грунтовка, пенобетон, герметик), поэтому их можно будет использовать для других целей.

Цена зависит также от региона покупки. Дороже всего покупка материалов обойдется в Московской и Новосибирской области. Дешевле всего – в Саратовской и Брянской областях.

Если строительного инструмента дома нет, то к стоимости расходников прибавляют еще и затраты на шпателя, щетки, кисти, кельма, уровни, и т.д.

Технология ремонта небольших повреждений

Технологический процесс заделки мелких трещин и сколов состоит в выполнении следующих действий:

  • очищение поверхности защитной линии в области углубления или скола;
  • неглубокие трещины обрабатываются двумя слоями раствором глубоко проникающей грунтовки;
  • заделывание дефектов выполняется цементно-песчаным раствором в пропорции 1:2. В работе используют шпатель. Через полчаса после замазывания трещин место заделки необходимо затереть деревянным полутерком и сухим цементом;
  • такие дефекты, как шелушение устраняют путем очищения и заполнения участков составом битумной мастики, асбестом и шлаком. Рекомендовано использовать состав в пропорциях: 75% – мастика, 15% – асбест, 10% – измельченный шлак. После заделки на поверхность насыпать слой песка.

Как выбрать качественные составы?

Для того чтобы грамотно подобрать смесь для восстановления отмостки дома, необходимо учитывать следующие факторы:

  • тип разрушения;
  • размер обнаруженного дефекта;
  • условия использования отмостки.

Для усиления бетонированной плоскости в основном используют глубоко проникающие пропитки. Имеются и быстрозастывающие пропитки, позволяющие завершить ремонтные работы за 6-8 часов.

Для работы с отмостками мастера предпочитают применять жидкие литьевые смеси. Они способны повышать прочность верхнего слоя конструкции, владеют наименьшей усадкой и повышенной схватываемостью.

Ремонт отмостки своими руками

Восстановительные работы проводить лучше всего ранней весной или поздней осенью, тогда все дефекты раскрываются лучше всего, а бетон находится в состоянии покоя (не расширяется под воздействием высокой температуры и солнечных лучей).

Необходимо постоянно следить за состоянием защитной полосы и своевременно производить ее ремонт. Это не составляет особой сложности и не требует особых усилий и квалификации в строительстве.

Пошаговая инструкция

Одна из наиболее проблемных зон отмостки – это место ее соединения с основанием дома. Приблизительно половина всех проблем случается при отслоении отмостки от фундамента.

Если отслоение небольшое можно применить герметик или гидроизоляционные порозаполнители.

В случае образования большой щели ее необходимо сразу же устранить, но на это потребуется намного больше сил, времени и денежных затрат.

При ремонте своими силами профессионалы советуют провести такие работы:

  1. Очистить щель от песка, земли и мусора.
  2. Залить трещины бетоном. Для долговечности можно при бетонировании добавить стальную арматурную сетку.
  3. Через несколько дней после застывания раствора поверхность надо обработать грунтовкой для внешних работ.
  4. В целях профилактики рекомендовано вырыть углубление в 20-30 сантиметров и залить его раствором.
  5. Для устранения щелей и трещин лучше всего использовать тот материал, который использовали для сооружения отмостки.
  6. В случае полного разрушения защитной ленты из-за проседания почвы следует полностью демонтировать разрушенную часть, убрать грунт после этого восстановить подкладочный слой. В углублении утаптывается глина 20-сантиметровым слоем, затем песок слоем 10-15 сантиметров, который можно увлажнить и опять утрамбовать. Песок покрыть щебнем или битым кирпичом пластом в 10 сантиметров. Затем сооружается опалубка, и заливается бетон. Для надежности ремонтируемый участок покрывается армирующей сеткой. Чтобы достичь лучшего соединения старый участок нужно нарастить на 1-2 сантиметра.

Правила работы с пропитками

При обработке бетона пропитками выполняют следующие рекомендации:

  • Отмостку очищают от пыли и грязи. Сколы и трещины лучше заделать цементным раствором.
  • Бетонное полотно шлифуют с помощью шлифмашинки.
  • Наносят раствор при температурах от +5 до +40 С. Используют валики и кисти.
  • Пропитывают бетон несколько раз: 2 слой наносят спустя 1 час, 3 – через 3 часа после второго.

Во время работы надевают очки, защитную маску или респиратор, а также рукавицы и фартук.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: