По материалам книги А. В. Бабушкина "Исторические прогулки по Отрадному, Медведково, Марфино, Бутырскому хутору и их окрестностям".

Храмы на Ольшанке

Принадлежность к монастырские крестьянам, по-видимому, не прошла для жителей Бибирево бесследно - к концу прошлого века в маленьком Бибирево было целых 2 храма. В 1585 году Бибирево впервые упоминается в связи с тем, что в селе была выстроена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1627 году из-за маленького количества прихожан церковь была закрыта.

Два года спустя по распоряжению Патриарха Филарета церковь открыли вновь. В 1732 году при игуменье Евстолии Ивановне Лодыгиной и по ее инициативе ветхий храм был снесен и на его месте был отстроен крепкий деревянный храм с колокольнею. Строительство затянулось на 6 лет и было завершено только в 1738 году. А затянулось строительство вот из-за чего: монастырский стряпчий Горшков направил на игуменью донос, в котором обвинил её в растрате денег и хлеба. Евстолия была привлечена к суду за якобы имевшуюся растрату и в 1733-35 годах отстранена от управления монастырём. Суд оправдывает игуменью, но клеветническое обвинение подрывает её здоровье и в 1740 Лодыгина умирает. В память об игуменье - строительнице (в другом селе ею был построен каменный мост, а в монастырских храмах - несколько приделов к храмам) в одном из приделов нового Бибиревского храма была помещена такая надпись: «1738 года месяца октября второго дня построен сей кивот в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы тщанием Вознесенского монастыря игуменьи Евстолии Ивановны Лодыгиной». Иконостас в новый храм был перенесён из другого храма. Нижняя часть иконостаса была опилена и обновлена. В книге ≪Сорок Сороков≫ мы находим иные даты - деревянная церковь Благовещения, по мнению авторов, построена в 1755 году, а шатровая колокольня - в 1825 году в стиле позднего барокко. Восьмерик колокольни был установлен на четверике. Ни самой колокольни, ни каких - либо ее изображений до наших дней, к сожалению, не сохранилось. Главной святыней Храма был необычайно почитаемая местными жителями икона Преподобного чудотворца Макария Желтоводского и Унженского. Эта икона семи с четвертью вершков в длину и шести с половиной вершков в ширину была помещена слева позади клироса. По краю иконы было написано 16 сцен из жития Преподобного Макария Желтоводского. В самой иконе находились мощи святого. Кто же такой был Макарий Желтоводский ? Он родился в 1623 году во Владимирской губернии. Имел сына. После пострижения в монахи стал вести строгий аскетический образ жизни, долгое время прожил в пустыни, затем стал игуменом Яхромской обители и Желтоводского Макарьевского монастыря. В 1675 году его переводят в П. Новгород, а в 1682 году Макарий становится первым епископом Воронежа, где в это время учреждается епархия. В 80 лет Макарий за- канчивает свой земной путь. Макарий был близок с царем Федором и Патриархом Иоакимом. Последние 57 лет своей жизни Макарий оказывал содействие Петру в постройке флота в Воронеже, однако ко всем новшествам Макарий относился осторожно. Рассказывают, что сам Петр нес его гроб и сказал при этом слова: ≪Нет больше у меня такого святителя≫. Согласно преданию, в начале 17 века через небольшое время после ухода из России поляков, нашествие которых принесло невиданное разорение Московскому уезду, в 2 верстах от Бибирева на границе владений Бибирева, Медведкова и Сабурова икона эта с ликом Преподобного Макария была найдена в колодце около межевой ямы. Икона была помещена в Бибиревский Храм, однако соседние Медведковский и Алтуфьевский храмы заявили свои претензии на обладание иконой. Рассказывали также, что трижды они тайно похищали икону Пр. Макария из Храма Благовещения Пресвятой Богородицы, однако на утро икона всякий раз оказывалась на прежнем месте в Благовещенском Храме Бибирева. Икона находилась в Бибиревском храме вплоть до самого его закрытия, а затем была перенесена в Крестовоздвиженскую церковь села Алтуфьева. В течении более двух веков в Бибирево существовала традиция на третью неделю после Пасхи устраивать крестный ход на место чудесного явления иконы. В конце 19 века проходил крестный ход так. Накануне вечером в Бибирево прибывал епископ. Вместе с местным священников и благочинным он совершал всенощное бдение. При огромном стечении народа с зажёнными свечами выносилась икона. Затем пел детский хор церковно-приходской школы Вознесенского монастыря. Епископ произносил поучение и заканчивал литию благословением хлебов. После этого гости следовали в дачный покой игуменьи Евгении. На следующий день в 8 утра из Алтуфьева, Неклюдова, Подушкина и Слободки для участия в крестном ходе приходили местные жители. После Божественной литургии от Храма начинался крестный ход, во время которого звучали тропари и догматики. У колодца совершались водоочищение и молитвенные пения, читалась молитва Преподобному Макарию Желтоводскому. Затем народ собирался у дома игуменьи, а для епископа и священников в доме устраивалась трапеза. После этого епископ беседовал с народом, выясняя степень религиозного рвения прихожан. Как ни печально, нам так и не удалось узнать, где же находился колодец, в котором, по преданию, обнаружили икону. На левом берегу Самотышки около впадения в нее пересекающего МКАД ручья, на месте источника, издавна пользовавшегося большим почитанием среди местных жителей, в мае 1996 года была приходом Крестовоздвиженского храма установлена табличка. В народной памяти продолжало сохраняться чудесное явление Иконы Пр. Макария Желтоводского, однако точное место явления иконы было забыто. К началу 1990 годов народная молва стала связывать явление иконы именно с этим источником на Самотышке. Священник Крестовоздвиженской церкви о. Д.Н. Смирнов проявил инициативу воздвижения на этом месте таблички. Эта табличка и была установлена трудами нового настоятеля этой церкви. В ризнице Вознесенского монастыря, а затем в Московской Епархиальной Библиотеке хранилась рукописная Служба Преподобному Макарию Желтоводскому со следующей надписью: «Дана монастырю в 1625 году старицею кн. Софиею Ивановною Голицыной, которая была писана для села Бибирева». Хранилась в Храме и еще одна почитаемая икона, писанная на полотне, наклеенном на доску. На иконе имелась надпись: «Сей образ написан вотчину Вознесенского девичьего монастыря с. Бибирева в 1766 года месяца апреля 7 дня». На иконе была изображена Богоматерь в окружении Архангелов Гавриила и Михаила. Между прихожанами храма за чудотворную почиталась и еще одна икона - Казанская Божья Матерь в позолоченной ризе, обильно украшенной драгоценными камнями и сибирским жемчугом. Почти все население села было православным. В конце 18 столетия в Бибирево жила одна раскольничья семья, однако, как сообщал в епархию местный священник, вредного влияния на прихожан она не имела. Из кого состоял притч храма ? Имелись в нём священник, пономарь и дьячок, при этом из-за маленьких размеров прихода пономарская вакансия долго оставалась праздной. В 1800-08 годах священник устроил на неё своего 9-летнего сынишку Диму Ефимова, который вскоре поступил в Славяно-греко-латинскую Академию. В 1808 году церковь была, по-видимому, закрыта и приписана к соседнему приходу, документов за период 1808-20 г.г. не сохранилось. Потомственный почетный гражданин Москвы С.Ф. Кузнецовым (очевидно речь идет о сыне Федора Кузнецова, владельце с. Лихоборка), 1800-81 г.г., на свои средства возобновил храмовую службу, перебрал колокольню, пожертвовал храму серебренные сосуды. В 1831-51 годах Бибиревский приход - место ссылки неугодных священников, запрещенных митрополитом Филаретом к служению в других более богатых и известных храмах. В 1870 году по бедности прихода пономарская вакансия была упразднена. По той же причине священнику, которого не могли прокормить прихожане, выплачивалось жалованье - вначале 82, а затем 122 рубля ежегодно. В 1887 году на поминовение усопшего государя Александра Николаевича купеческое общество пожаловало храму деньги - 3500 руб.. Эти деньги были положены в банк и за счет них храм стал получать ежегодный процент с капитала - 166,25 руб. В 1859 году по инициативе священника Павла Троицкого (умер в 1890 году) с благословения митрополита Филарета деревянное основание Храма было заменено на каменное. Игуменья Вознесенского монастыря Серафима пожертвовала храму священническое облачение, в том числе 2 серебренные парчи. Благочинная Вознесенского девичьего монастыря Никандра пожертвовала храму деревянный крестик с надписью ≪В память чудесного спасения Их Императорских Величеств при станции Борки К.-Х.-А. железной дороги 17 октября 1888 года». В эти годы настоятелем Храма был энергичный и полный энтузиазма о. Сергий Соколов. В 1892 году отец Сергий при своем доме открывает школу для бесплатного обучения мальчиков и девочек - первую школу в Бибирево. В этой школе он становится учителем закона Божьего. В те же годы ему удается обратить в православие трех иудеев. За заслуги в просвещении и заботы о нуждах притча отец Сергий был удостоен набедренника и награжден Ордена Св. Анны третьей степени. В 1893 году отец Сергий обращается к церковному начальству за разрешением на постройку нового каменного храма. 13 июля, в знаменательный для жителей Бибирева день, такое разрешение было получено. Рассказывали, что за 20 лет до этого, когда на землях уезда свирепствовала невиданная эпидемия холеры, и в селе ежедневно умирало по 3-5 человек, в селах Дегунино и Алтуфьево монахи Троицко-Сергиевской Лавры для спасения от болезни носили икону Преподобного Сергия, написанную на гробовой доске. Уполномоченные от села Бибирево упросили монахов зайти в село. Монахи согласились. Как только они вступили в земли Бибирево, произошло чудо, икона, будто бы сама понеслась по воздуху так быстро, что монахи с трудом поспевали за нею. В центре села была сотворена молитва, во время которой почерневшие от болезни люди с трудом выползали из своих жилищ. После этого события никто более не умер и болезнь отступила. В память о чудесном избавлении жителей села от болезни ежегодно 13 июля жители Бибирева служили молебен Преподобному Сергию с водоосвящением и крестным ходом вокруг Храма. В честь этого события и было решено построить Храм во имя Преподобного Сергия. 8 августа 1893 года была произведена закладка камня. Храмовое место находилось в десяти метрах восточнее старой деревянной церкви. На месте закладки был водружен Крест и заложены белый камень, на котором был также высечен крест, и медная доска с надписью, когда, кем, с чьего благословения произведена закладка Храма. На чьи же деньги был построен Храм ? Игуменья Евгения внесла билет Дворянского Банка на 300 руб., благочинная Никандра - 1300 руб., собранных сестрами-монашками и их знакомыми. Церковный крест был изготовлен на фабрике Чумакова. По ходатайству Су-Соколова архитектор Ф.В. Рыбинский начертал план Храма и вел наблюдение за его постройкой. Заводчик Калинин В.И. пожертвовал на строительство храма кирпич и 1000 руб. денег. 400 руб. было пожертвовано семейством фон Вагау, А.И. Смирнова и Г.0. Кукушкина пожертвовали по 150 руб., Тихомиров - 120 руб., Н.Ф. Яковлев - 50 руб. Весьма скромным был вклад самих прихожан - всего лишь 30 руб. на постройку ограды, правда жители Бибирева и Слободки в течении нескольких дней возили песок для строительства церкви. Ограда с широкими воротами была выстроена с южной стороны от храма. Интересно, что даже тех, кого наняли для постройки храма не остались в стороне от помощи в сборе средств. Подрядчик М.А. Климов, который вел строительство храма, пожертвовал из своих денег 400 руб. Всего же на строительство храма, сообщаем Московский церковный вестник за 1914 год, был израсходовано не более 6000 руб. Средства храма в настоящее время истощились, - сообщает ≪Вестник≫, - нужна новая помощь. Еще в 1929 году Благовещенская церковь продолжала действовать, считалась памятником архитектуры. В 1930-х годах, вскоре после того, как Сергиевская церковь была закрыта, деревянный храм был снесен. Для закрытия храма власти использовали провокацию - церковная двадцатка была обвинена в краже ковров из церкви. Ковры, правда, вскоре нашлись, но храм вновь так и не был открыт. Между храмом и селом, наверное, была некая незримая связь. Через 5 лет после того, как было полностью снесено село Бибирево, в 1983 году, рухнул купол Сергиевского храма.

 

По материалам книги А. В. Бабушкина "Исторические прогулки по Отрадному, Медведково, Марфино, Бутырскому хутору и их окрестностям".{module sapa4|none}

Valid XHTML 1.0 Transitional